Театр оперы и балета после продолжительного перерыва вновь обратился к ярчайшему образцу классики ХХ века -"Спартаку". И опять в хореографии Юрия Григоровича, конгениальной изумительной музыке Арама Хачатуряна, в сценическом оформлении Симона Вирсаладзе.
Анна Жарова - в одном лице новосибирская прима-балерина и художественный руководитель нашей балетной труппы - привлекла к подготовке нового спектакля столичных звёзд Марию Александрову и Михаила Лобухина, которым посчастливилось работать над центральными ролями в "Спартаке" Большого театра под руководством выдающегося создателя прославленной хореографической версии. И их вклад в грандиозный успех возрождённого красноярского спектакля невозможно переоценить. Совместно с сибирскими педагогами-репетиторами они прекрасно подготовили к премьерным показам "Спартака" и наших солистов, и кордебалет.
Прежде чем перейти к обзору результатов работы всех наставников и их подопечных, считаю необходимым процитировать следующие слова Марии Александровой из её интервью корреспонденту театральной газеты "Опера и балет":
"Могу сказать, что во всех спектаклях Григоровича неизменно присутствует мощная драматургия, поднимающая очень важные вопросы перед артистами и перед зрителями. Он выводит на сцену сильных персонажей, архетипических, сталкивает их в острых конфликтах - такие сюжеты не могут не воздействовать на их исполнителей. Все постановки Григоровича невероятно сложные физически, они учат способности соответствовать роли и спектаклю, выживать, несмотря на тяжёлую нагрузку, и, конечно же, познанию - себя и мира. Потому что Юрий Григорович, как настоящий демиург, во всё, что создаёт, закладывает глобальные смыслы. Понять их, воплотить через своих персонажей и донести этот посыл до зрителей - вот задача".
Полагаю, что все наши артисты приложили максимум усилий, чтобы соответствовать этим серьёзнейшим требованиям.
К сожалению, мне удалось побывать на премьере только 18 и 20 октября. Но не сомневаюсь, что 19 октября все участники спектакля не снизили высокую планку.
Явный творческий рост продемонстрировал очень перспективный танцовщик Матвей Никишаев в партии-роли Спартака. Он составил отличный дуэт с опытной Екатериной Булгутовой, буквально растворяющейся в образе верной подруги Спартака Фригии.
То, что Олеся Алдонина обладает ярким актёрским дарованием, красноярским театралам уже давно известно. Но именно роль обольстительной и коварной гетеры Эгины позволила ей проявить свой талант со всей возможной полнотой. В пластике, мимике и жестах Алдониной нет ни единой случайной детали. Её работу в этом спектакле хочется назвать ювелирной.
Премьер нашей балетной труппы Юрий Кудрявцев уже не впервые признаётся, что ему становится тесно в привычном амплуа романтического принца. В конце прошлого театрального сезона он доказал своё право на роль мужественного Конрада в "Корсаре". А теперь предстал перед публикой надменным, циничным и жестоким Крассом - врагом и антиподом Спартака. Гордыня этого патриция в трактовке Кудрявцева не знает границ. С предельной выразительностью артист передаёт также растерянность, трусость и малодушие Красса, которые тот не в силах скрыть, потерпев поражение в поединке со Спартаком.
Сценический тандем Ю. Кудрявцева и О. Алдониной не побоюсь назвать идеальным. Он восхитил зрителей и 18, и 20 октября.
Заключительный спектакль октябрьского премьерного триптиха очень украсила замечательная балетная пара из Новосибирска: Роман Полковников - могучего телосложения Спартак и утончённая Ольга Гришенкова - нежная, трепетная Фригия.
Все без исключения участники октябрьского премьерного показа возрождённого на красноярской сцене спектакля, в соответствии с пожеланиями своих консультантов, танцевали не столько хореографические партии, сколько музыку. На это их вдохновляла редкостная по богатству оттенков, выразительнейшая, "горячая" интерпретация партитуры Хачатуряна, предложенная маэстро Дмитрием Юровским и ведомым им театральным оркестром.